Москва +7 (968) 798-70-47

Почему возникают недостачи при торговле в розницу?

Магазины вынуждены постоянно искать золотую середину между приемлемым объемом затрат и обеспечением заданного уровня обслуживания. Какие вложения можно снижать и что можно предпринять для того, чтобы оптимизировать торговый процесс? Прежде всего, особый акцент желательно сделать на товарные убытки, потому что выявление недостачи болезненно воспринимается и администрацией, и самим персоналом. Помимо этого, потери – та редкая статься расходов, уменьшение которой прямо не влияет на уровень обслуживания и оформление торгового объекта.

Причины возникновения недостачи при торговли в розницу

Почему выявляются недостачи в ходе розничных продаж и что с этим можно сделать? Вопрос актуальный, волнующий многих. Попытаемся сформулировать ответы в виде кратких тезисов. Прежде всего, важны причины выявления недостачи.

«Плохая память покупателей». Чаще всего продавцы всю ответственность перекладывают на покупателей: они, мол, воруют, портят, поедают все, что оказывается в зоне их доступа. Вот почему товар нужно охранять от покупателей, закрывать, обвешивать датчиками, а в торговом зале ставить несколько охранников. Да этот фактор действительно важен, рациональное зерно в нем есть. Есть магазины, размещенные в "спальных" районах, где всегда много маргинальных элементов. И тогда проблема разрешается выработкой стратегии сохранения безопасности: устанавливаются зеркала, видеокамеры, специальные ворота с электронными датчиками, возрастает штат охранников.

Однако практика свидетельствует о том, что без потребителей все же никак, они-то и приносят прибыль. Вот почему сложные комплексы защиты вряд ли приведут к желаемому итогу. Уровень продаж, когда подступиться к товару сложно, падает в несколько раз или прекращается совсем. Продукт, хранящийся в стеллаже или в холодильной установке, зафиксированный цепью или показанный только как муляж с пометой "спросите у продавца" - это вечный балласт, и очень малы шансы на его реализацию. Вот почему в каждой торговой точке следует определиться сразу, что будет предпринято: либо установить какой-то лимит на "плохую память" клиентов и придерживаться умеренности в охране торгового помещения, либо все силы бросить на сохранение продукта от поползновений, утратив параллельно значительную долю товарооборота. Не существует правильного или неправильного решения, но рациональнее всего сохранять баланс, когда расходы на сохранность продукта окажутся намного меньше, чем потенциальные убытки.

Грамотное решение при возникновении проблемы с недостачей

Все-таки никакие внешние факторы, включая самих покупателей, не смогут причинить больший вред, чем родной персонал. К числу наиболее распространенных причин выявления недостачи относят пресловутый "человеческий фактор". При продаже продуктов в розницу издавна наблюдается замкнутый круг: желающие работать в магазине не выстраиваются в очередь, поэтому приходится довольствоваться теми работниками, которые есть. Принимают практически любого, кто придет, и в результате в магазине оказываются как недобросовестные люди, так и низкоквалифицированные работники, которые портят товар. Это приводит к недостачам, администрация налагает штрафы на всех представителей трудового коллектива, а те, со своей стороны, пытаются компенсировать снижение дохода всеми возможными и невозможными методами либо вообще меняют место работы.

Самый разумный выход - порвать порочный круг и изучить причины создавшейся ситуации. Это нужно, чтобы обеспечить впоследствии все условия для создания надежного корпоративного ядра: выработать понятную систему мотивации, найти индивидуальный подход к компенсации недостач, учитывать корпоративные суждения о причинах сложившейся ситуации. Нередко потери провоцирует как раз провальная политика менеджмента и неправильное выстраивание торговли и деловой активности.

Надо понимать, что кражи извне и изнутри не единственная и не главная проблема. Особое внимание хочется уделить типичным ошибкам администрации магазинов, приводящих к существенным недостачам при переучете.

  • При разработке проекта торгового объекта все ресурсы были брошены на торговый зал. Аспекты координации внутренней логистики торгового объекта зачастую выпадают из поля зрения. При составлении плана затрат аспекты, которые касаются профилактики и технического осмотра оснащения, замены инвентарных единиц часто просто не учитываются. И тогда в итоговом подсчете финансов становятся ощутимыми следующие недочеты:
    • Отсутствует место для приёмки товара, не хватает складов;
    • Недостаточно холодильного оснащения, оборудование выходит из строя, действительный температурный режим не соответствует установленному;
    • Оснащение и расходные материалы оказываются низкого качества (затупленные ножи слайсеров и мясорубок, плохо сочетающиеся противни и емкости и т.д.);
    • Нарушается торговля в зале и на складах (очень жарко, высокий порог влажности, освещение/отопительные системы чрезмерно приближены к продуктам, плохо смонтированное оборудование, очень малые проходы).
  • Отсутствие норм и стандартов списания либо расхождение установленных норм имиджу и товарообороту порой провоцирует искажение оценки итогов работы. Нормы списания представляют собой регламентированные в процентах или сумме пределы потерь продукта, расцениваемых в качестве приемлемых плановых издержек. Они не могут стать основанием для лишения премии тех, кто несет материальную ответственность. Речь в данном случае не о легитимных нормах «естественной убыли» и аспектах налогообложения, а о сопутствующих издержках, которые глава компании допускает осознанно, чтобы гарантировать клиентам тот или иной уровень обслуживания. Это каждодневный гастрономический анализ, сортировка овощей и фруктов, подработка мяса, списание продуктов, потерявших товарный вид, оставшиеся единицы кулинарной линейки товаров, «навальная» выкладка, оформление витрин, апробации и т. п. Объем списания устанавливается в индивидуальном порядке. Он обусловлен следующими критериями:
    • Позицией торгового объекта: чем выше уровень притязаний, претензий на элитарность, тем больший объем вложений нужно для обеспечения качества и товарной привлекательности продуктов;
    • Ассортимент: с расширением линейки товаров категории «fresh», деликатесов существеннее процент потерь;
    • Стадия развития торговой точки: пока она новая, клиентская аудитория только начинает нарабатываться, а план товарооборота еще не выполнен, нужно проявлять гибкость в планировании потерь, в том числе устанавливать безлимитные списания на какой-то срок. Иначе персонал, боясь недостачи и лишения премий, перестанет делать заказы, выкладку товара, поддерживать его качество на должном уровне;
    • Площадь торговых залов: периметр выкладки непосредственно связан с товарным запасом: чем больше продукции задействовано в выкладке, тем больше возможные потери;
    • Собственное производство: конечно, его наличие обеспечивает большие возможности эффективного использования товарных остатков и сопутствующей прибыли, однако при этом товары невозвратные, с малым периодом хранения. А наличие персонального имиджа заставляет постоянно поддерживать заданный уровень качества;
    • Акции, нацеленные на увеличение продаж и дополнительные действия: организация дегустаций, изменение характера фасовки какого-либо товара, нарезка, реализация существенной доли весового продукта в самообслуживании.
  • Главные причины появления потерь сверх установленного лимита нужно искать в деловых процессах. Наиболее значимые последствия влекут за собой неправильное планирование либо пренебрежение им, упущения в проведении закупок и продвижении товара:
    • Расхождение ассортимента и выставочных объемов действительному товарообороту торговой точки;
    • Отсутствие стандартов по наименьшим/наибольшим остаткам по категориям и конкретным позициям, либо расхождение установленного плана по объему товарооборота;
    • Чрезмерно слабый контроль оборота запасов;
    • Отсутствие договорных обязательств с поставщиками по возврату, урегулированию брака, мелким поставкам, действиям, активизирующим реализацию неликвидных товаров;
    • Отсутствие или неверная разработка режима заказов и оплаты поставщикам, приводящее к скачкам остатков;
    • Неверные учетные сведения: пересортица, превышения, не списанная отбраковка, некорректное оприходование, отказ от локальной инвентаризации;
    • Отсутствие быстрого и эффективного контакта торговой точки и офиса, филиалов и работников в самом торговом объекте.
  • Итоговый, но отнюдь не по важности, блок сложностей – координация работы персонала: обучающие мероприятия, прохождение аттестации, мотивация и контроль. Слишком малая мотивация и низкий уровень подготовки работников влекут за собой потери на всех стадиях продвижения продуктов:
    • Некорректная приемка: прием продукта с не удовлетворяющим остаточным сроком, с изъянами, недочеты при подсчете товарных единиц;
    • Неправильное хранение продукта на складах и в торговом зале;
    • Отказ от проведения предпродажной подготовки либо отход от регламентированных норм: неверная нарезка, фасовка, упаковка, отказ от ротации в ходе выкладки;
    • Отсутствие ответственности работников по контролю качества продуктов, размещенных в торговых залах, переборка и списание, проводимые не вовремя;
    • Отсутствие корректности в оформлении заказов;
    • Недочеты в маркировке и продаже продукта, неправильное взвешивание.
  • Все приведенные выше блоки могут долго и подробно обсуждаться, разбиваться на более мелкие составляющие - поиск первопричин недостачи может идти более детально. Однако чаще всего их несколько, ведь любая торговая точка - это действующий организм, система, где все взаимосвязано. Нашей главной задачей было показать, что наличие недостачи не сводится лишь к безответственности работников магазина. И не нужно сразу же ужесточать меры безопасности. Только наказание и контроль, увы, не приведут к разрешению проблем, связанных с недостачей.

    Как правило, недостача свидетельствует о том, что были допущены комплексные ошибки в обеспечении и налаживании процесса торговли и координации ассортимента. Все это подразумевает наличие специальных знаний, глубокий анализ и системный подход со стороны главы компании.

Заказать обратный звонок!

Оставьте вашу заявку и получите дополнительную скидку на наши услуги!

Я согласен на обработку персональных данных и с условиями пользовательского соглашения

Сделайте заказ сейчас!

И получите в подарок беплатную консультацию по автоматизации вашего бизнеса и скидку на проект 5%!

Я согласен на обработку персональных данных и с условиями пользовательского соглашения

Сделайте заказ сейчас!

И получите в подарок беплатную консультацию по автоматизации вашего бизнеса и скидку на проект 5%!

Я согласен на обработку персональных данных и с условиями пользовательского соглашения

Логин:

Пароль:

  Запомнить меня

Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Логин (мин. 3 символа):*

Адрес e-mail:*

Пароль:*

Подтверждение пароля:*

Имя:*

Телефон:*

Защита от автоматической регистрации

CAPTCHA

Введите слово на картинке:*

Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

*Поля, обязательные для заполнения.

+
Ваш город?