Переход на отечественное ПО
С 1 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон № 188-ФЗ дополняет Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" статьей 12.1 следующего содержания: "Статья 12.1. Особенности государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84) и изменяет редакцию части 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652).
В статье 12.1 говорится о создании единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестра российского программного обеспечения), о правилах формирования и ведения реестра российского программного обеспечения, о порядке включения в реестр российского программного обеспечения.
Цели создание Российского реестра программного обеспечения
Реестр российского программного обеспечения создается в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки.
В новой редакции части 3 статьи 14 устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2016 года все госучреждения нашей страны переходят на внутренние IT-ресурсы. Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны закупать программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, за исключением двух случаев:
- в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении;
- программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению. В этом случае заказчики обязаны подготовить, утвердить и разместить в единой информационной системе в сфере закупок обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Порядок подготовки такого обоснования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. №1236.
Наличие в реестре программного обеспечения проверяется заказчиками на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
Причины создания реестра Российских программ
Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных создан в рамках мер, принимаемых государством с целью ограничить закупки импортного ПО в госструктурах и компаниях с госучастием.
Политика импортозамещения в IT предполагает поддержку отечественного производителя ПО, сегодня на российском рынке 80 процентов программ во всех информационных системах — импортные, каждый год государство тратит на закупку лицензий более миллиарда долларов, эти деньги можно пустить на производство российского ПО. Президент России Владимир Путин рекомендовал госкомпаниям закупать российское программное обеспечение. Ко второму полугодию 2016 года эта рекомендация станет обязательной. На совещании с членами правительства 30 марта Владимир Путин решил обязать госкомпании закупать российское программное обеспечение, пишут «Ведомости» со ссылкой на сообщение «Интерфакса». В первом полугодии 2016 года это будет рекомендация, «а во втором пускай уже переходят на отечественного производителя» (цитата по «Интерфаксу»).
Закупки российского софта возможны лишь там, где есть конкуренция среди отечественных производителей. Из отечественных продуктов спросом пользуются ПО «Лаборатории Касперского» и продуктами 1С в бухгалтерии. В России сейчас нет конкурентоспособных продуктов инфраструктурного софта – СУБД, операционных систем – и их создание экономически невыгодно, поэтому Правительство РФ утвердило предложенное министерством мероприятие по поддержке разработки и продвижения российского программного обеспечения (ПО) на 2016 год в объеме 5 млрд. рублей. Соответствующий пункт включен в утвержденный Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым «План действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году». План содержит структурные меры, направленные на диверсификацию экономики.
На вопрос, что даст появление российского программного обеспечения простому пользователю, разработчики отвечают просто — у него появится право выбора. Кроме того, использование свободного программного обеспечения в госсекторе не способно избавить от рисков наложения международных ограничений на организации, которые осуществляют его дистрибуцию или поддержку. К примеру, 20 мая 2014 года американская компания RedHat во исполнение приказов Президента США №13660, 13661, 13662, касающихся наложения санкций на отдельные российские организации, разослала своим клиентам соответствующее письмо, извещавшее о прекращении поставки программного обеспечения и предоставлении услуг технической поддержки в отношении лиц, указанных в "санкционных" списках. Серьезных перебоев в деятельности RedHat или ее клиентов данные ограничения не вызвали, тем не менее, описанный случай иллюстрирует необходимость использования государственным сектором не конкретно проприетарных или свободных информационных технологий, но технологий, подпадающих под регулирование российского законодательства, в частности – отечественного программного обеспечения.
Получите консультацию у наших специалистов.